Как вести себя, если считаете, что руководитель выдвигает необоснованные требования.


«Хорошо быть руководителем и давать указания подчиненным. Попробовал бы сам сделать то, что сказал». Примерно так иногда думают сотрудники, получив от шефа очередное ЦУ (ценное указание). И если основное чувство, возникающее при этом – раздражение, то это, как говорится, полбеды. Конечно, мало приятного, когда тебя нагружают работой. Но если раздражение начинает перерастать в обиду, то стоит подумать о том, как снизить стрессовость ситуации.

Итак, чувство обиды в ответ на требования руководителя возникают, если человек считает такие требования необоснованными и несправедливыми. Т.е. завышенными. Или данное задание должен, по его мнению, выполнять другой работник, в соответствии с его служебными обязанностями, полученным образованием и способностями. Или важность данного вида работы, на его взгляд, слишком мала тем усилиям, которые нужно ему будет затратить, переключившись с действительно важных проблем.

Разумеется, когда руководитель ведет себя «как царь и бог», мало задумываясь о психологическом климате в коллективе, то он действительно может выдвигать ни чем не обоснованные требования к своим работникам. Причем это обычно сопровождается нелестными характеристиками работников, прилюдной их критикой, запугиванием. Для такого руководителя важным является только достижение своих личных целей без учета последствий своих действий на коллектив и организацию в целом.

Однако в большинстве случае руководители стараются улучшить результативность деятельности своей организации и помнят о том, что их главные ресурсы – люди. А это значит, что с руководителями можно обсуждать полученные задания. В том числе и те, которые воспринимаются как необоснованные.

Как вести себя, если считаете, что руководитель выдвигает необоснованные требования.

Получив задание, которое работник считает необоснованным или несправедливым, он должен разобраться, правильно ли он понял само задание. Обычно сильные отрицательные эмоции у работника возникают уже тогда, когда он слышит только первые слова требования руководителя. Эти эмоции мешают ему внимательно выслушать говорящего и взглянуть на ситуацию более полно. Таким образом, работник достаточно резко начинает возражать. Что приводит к прекращению диалога фразой типа «Хватит разговаривать, иди и делай», «Если не будет сделано, то ты …» и т.п. Поэтому первое правило – дослушать указание руководителя до конца и уточнить все непонятные моменты.

Правило второе – получить необходимую поддержку. Если разговор не переходит на повышенные тона, то в его процессе работник может получить дополнительную поддержку в виде необходимых ресурсов для выполнения задания. Кроме того именно спокойная речь работника заставляет руководителя более внимательно прислушиваться к словам сотрудника, который хочет выполнить задание хорошо и в срок.

Правило третье – определить приоритеты других дел вместе с руководителем. Возможно, он просто не знает, насколько работник загружен. Таким образом, работник может отложить выполнение других своих дел на более поздние сроки или они будут переданы другому сотруднику.

Правило четвертое – получить компенсацию. Если работник считает, что руководитель необоснованно загружает его дополнительной работой, то у него есть возможность получения компенсации за увеличение нагрузки. Однако произойти это сможет лишь в том случае, если он не испортил свои отношения с руководителем, обвиняя того в необоснованности его требований. Стоит помнить также и то, что компенсацию следует просить не слишком часто. Тогда необходимость в ней воспринимается руководителем более легко и значительно в более высоких суммах.

Правило пятое – поставьте себя на место руководителя. Мы любим, чтобы нас понимали, или, хотя-бы пытались понять. Так же стоит и самим себя вести. Как только мы попытаемся думать так же, как и руководитель, то в большинстве случаев его требования больше не будут казаться необоснованными.

фото: flickr.com; by net_efekt

Оставьте комментарий