Как конспектировать лекции, экономя силы и время для изучения материала


Несмотря на победу электронных средств обучения, предполагающих работу с информацией в цифровом виде, классические модели обучения продолжают существовать и активно используются преподавателями во время объяснения нового материала студентам. Одной из таких часто используемых моделей обучения является лекция, во время которой идет не столько объяснение нового материала, сколько его чтение. А значит, студенты вынуждены конспектировать за преподавателем, чтобы иметь возможность в дальнейшем изучить материал. Кроме того наличие конспекта часто становится необходимым условием успешной сдачи экзамена. Таким образом, умение конспектировать лекции становится одним из самых востребованных умений студентов.

Как конспектировать лекции, экономя силы и время для изучения материала

Для этого создайте собственную систему конспектирования лекций. Важно, чтобы записываемый вами материал в результате был вам понятен, и вы смогли в нем легко ориентироваться. Поэтому

• Заранее определитесь с сокращениями, которые вы будете использовать во время записей.

• Продумайте возможность использования разнообразных пометок и комментариев на страницах конспекта.

• Предусмотрите место для фиксирования даты, названия лекции, ФИО лектора, дополнительных вопросов из зала.

• Используйте для конспектирования не общие тетради, а блоки с возможностью удаления и добавления листов в нужные места. Лучше использовать разлинованные листы.

• Подготовьте листы для конспектирования, если это требуется.

Для работы с содержанием конспекта рекомендуем использовать так называемую Корнельскую систему конспектирования. Суть ее заключается в небольшой дополнительной работе с записанными материалами лекции. Автором Корнельской системы конспектирования является Walter Pauk.

Подготовительная работа по подготовке к конспектированию.

Прежде всего, необходимо подготовить листы для записей. На стандартном листе блокнота или блога с бумагой (желательно формата А4) нужно будет провести две линии, которые разделят лист на три смысловых раздела (колонки): Лекция, Ключевые моменты, Выводы (резюме). Размеры разделов приведены ниже, однако их можно менять в соответствии с собственными предпочтениями.

Колонка «Лекция». Находится с правой стороны листа. Ее общая ширина составляет 15 см. Используется для непосредственной записи лекции. Записи рекомендуется делать максимально короткими (телеграфными) предложениями, не перегружая ненужными деталями и подробностями. Хочется напомнить, что конспектирование лекции не является записью слово в слово за говорящим.

Колонка «Ключевые моменты». Располагается с левой стороны листа рядом с колонкой «Лекция». Ширина колонки – 6 см. Именно в этой колонке необходимо максимально кратко записать, о чем говорится в соответствующей части конспекта лекции. Эти записи делаются непосредственно напротив нужных мест в конспекте. Ключевые моменты могут быть зафиксированы в виде вопросов к тексту в правой колонке, помогающих разобраться с материалом, установить необходимые взаимосвязи.

Раздел «Выводы». Находится внизу страницы. Высота раздела – 5 см. В нескольких предложениях формулируется и фиксируется основной смысл лекции (части лекции на этой странице) своими словами. Это помогает более глубоко понять тему.

Как работать с конспектом лекции, записанным с помощью Корнельской системы конспектирования.

1. Сделайте конспект, заполнив правую колонку.

2. Прочитайте записанный материал и заполните раздел «Ключевые моменты»

3. Закройте листом бумаги раздел «Лекция» и своими словами расскажете ее главный смысл. При этом можно опираться на записанные ключевые моменты, вопросы и выводы.

4. Заполните раздел «Выводы»

5. Порассуждайте над тем, как вы можете применить эти знания, как эти факты согласуются с уже известными вам, какую теория подтверждается с помощью этих фактов и т.п.

6. Раз в неделю уделяйте несколько минут для просмотра разделов «Ключевые моменты» и «Выводы».

Благодаря Корнельской системы конспектирования материалом можно пользоваться с экономией сил и времени, легче достигая свои цели, так как такая форма дает возможность пользоваться им без необходимости его полного чтения.

фото: http://test.dostignu.ru

Памятка Корнельской системы конспектирования в формате PDF для скачивания.

[attachment=3:kak-konspektirovat-lekcii-ekonomya-sily-i-vremya-dlya-izucheniya-materiala-pamyatka-kornelskaya-sistema-konspektirovaniya.pdf]

Оставьте комментарий