Одним из важнейших показателей, указывающих на зрелость организации, является наличие собственного этического кодекса в организации. Этический кодекс организации (корпоративный этический кодекс) определяет правила поведения работников организации и принципы управления, и принципы, на которых строятся взаимоотношения организации с сообществом . Корпоративный этический кодекс обычно содержит две основные части — идеологическую и нормативную. В идеологической части прописывается смысл существования и деятельности организации – ее главная цель (миссия организации) и корпоративные ценности. В нормативной части отражены желаемые нормы поведения сотрудников. Кроме того именно нормативная часть кодекса указывает на варианты поведения сотрудников в различных ситуациях.
Для того, чтобы этический кодекс не оставался «мертвым» документом, в организациях используются специальные методы по закреплению положений кодекса в корпоративной культуре. Способы внедрения этического кодекса основаны на многократном озвучивании главных принципов кодекса. Примером может служить гимн организации, доклады с включенными в них пунктами кодекса, обсуждение кодекса, ознакомление с кодексом новых работников организации. Также все служебные обязанности рассматриваются, в том числе и с позиции их соответствия этическому кодексу. Это, в свою очередь, способствует усилению интеграции сотрудников организации между собой.
Этапы создания этического кодекса в организации:
• Определение ответственного за разработку этического кодекса в организации. Важно соблюдение следующих условий при его выборе. Первое, этот человек должен понимать необходимость и пользу этического кодекса для организации. Второе, он должен принадлежать к руководству организации.
• В создании кодекса должно быть в целом заинтересовано высшее руководство и менеджмент организации. Соответственно, необходимо предварительно провести с ними обучающие встречи.
• Объяснение другим сотрудникам организации преимуществ создания и внедрения этического кодекса как для организации в целом, так и для сотрудников. В качестве примеров стоит опираться на опыт успешных организаций.
• Привлечение в разработку кодекса людей из разных категорий и уровней работников организации и закрепить их полномочия в служебных обязанностях. В противном случае есть вероятность «забыть» о чьих-то интересах и взглядах, что в дальнейшем усложнит внедрение этического кодекса в коллективе.
• Определение интересов всех заинтересованных в деятельности организации сторон и отражение их в кодексе.
• Определение структуры кодекса.
• Создание проекта кодекса.
• Создание критериев оценки действий работников в соответствии с кодексом.
• Создание системы поощрения работников, опирающихся в своей деятельности на положения этического кодекса.
• Создание системы мер, препятствующих нарушению этического кодекса. В том числе и со стороны руководства компании, так как положения кодекса являются обязательными для всех работников без исключения.
• Подготовка справочного материала для работников, включающего в себя описание возможных рабочих ситуаций и их решений в соответствии с положениями этического кодекса. Этот материал может использоваться как при обучении новых сотрудников, так и как руководство в повседневной деятельности.
• Создание плана внедрения кодекса в организации.
• Организация обсуждения этического кодекса в организации и среди важных для организации групп и отдельных людей – клиентов, местного сообщества, акционеров и владельцев. Особое внимание при обсуждение следует уделять процедуре применения созданного документа.
• Торжественное принятие итогового варианта этического кодекса.
• Печать этического кодекса в полном объеме для сотрудников организации и основных пунктов в рекламно-информационных материалах.
• Публикация этического кодекса на сайте организации.
фото: Stock.XCHNG; by gabivali