Любопытная особенность. Пока ребенку в школе не ставят оценки, он ходит туда за знаниями, восторженно рассказывая родителям о том, что научился делать в школе. А потом — за оценками, становясь в очередь за получением аттестата о среднем образовании. Для подтверждения этого достаточно вспомнить, какой вопрос задают почти все родители своему ребенку, вернувшемуся домой с занятий. Правильно. «Что получил?» Вариацией мог быть вопрос «Как дела в школе?», но и он подразумевает ответ, включающий в себя цифровое перечисление оценок.
Как получить знания в школе, может подсказать учитель. В соответствии с его подходом, нужно просто учить уроки, быть активным на занятиях и т.д. в соответствии с требованиями педагогики. И он будет абсолютно прав, подразумевая в своем ответе в первую очередь собственную предмет. Однако учебных дисциплин в школе может быть до нескольких десятков. Поэтому возникает вполне закономерный вопрос – «А можно ли выучить все предметы?», то есть получить одинаково хорошие знания по всем дисциплинам. Не уверен, что возможно.
Итак, для начала в школе надо научиться всего лишь нескольким базовым вещам. К ним относятся умение читать, писать, считать и отвечать (рассказывать). Этому можно и нужно научиться путем многократного повторения, т.е. тренировки. Все достаточно просто, но даже и этих целей достигнуть могут далеко не все дети и именно поэтому они не становятся отличниками.
Реальные знания по предметам можно получить опять же с помощью многократного «прочтения и повторения», а также в тех случаях, когда есть мотивация для получения знаний по предмету.
Что может мотивировать школьника учиться и получать знания, обучаясь в школе?
1. Познавательный интерес. Сила этого мотива зависит не только от ученика, но и от мастерства педагога, «втянувшего» ученика в изучение предмета. В таких случаях ребенок с удовольствием получает именно фундаментальные знания, радуя учителей, делящихся с учеником фундаментальными знаниями по предмету.
2. Специальные знания, необходимые школьнику именно сейчас, носящие прикладной характер. К примеру, создание авиамоделей предполагает знание основ физики, потребность в общении обуславливает интерес к психологии (если она преподается факультативно). Именно такие знания школьником воспринимаются как живые и нужные.
3. В случаях, когда знания по предмету являются не целью, а средством для достижения целей в будущем. Из серии поступления в ВУЗ, участия в тематических олимпиадах, стать более лучшим учеником, чем тот-то и т.д.
4. Стремление избежать наказания или неприятности. Способствует получению знаний не столько по предмету, сколько знаний и умений правильно и вовремя отвечать.
В соответствии с перечисленными побуждениями к достижению целей самим ребенком и/или его окружением подбираются модели поведения, с помощью которых и получают знания в школе.
фото: Stock.XCHNG; by laura00