В материале «Наблюдательность как качество личности» указывалось, что в основе наблюдательности лежит целый ряд познавательных психических процессов – внимание, память, мышление, восприятие, воображение. Поэтому человек, задумывающийся над тем, как развивать наблюдательность, должен развивать именно эти психические процессы.
Упражнения для развития наблюдательности выполняются в любых условиях – на работе, дома, в дороге. Единственное условие – соблюдение мер личной безопасности и безопасности окружающих людей. Например, вряд ли стоит ездить с закрытыми глазами на автомобиле.
1. Быстрое упражнение на развитие наблюдательности — «Наблюдение на вдохе».
• Выделите предмет для наблюдения.
• Смотрите на него в течение времени вдоха.
• Закройте глаза и представляйте объект во время выдоха.
место закрытия глаз по время выполнения подобных упражнений можно использовать так называемый экран мысленного взора. Для этого представляйте объект на расстоянии вытянутой руки. Независимо от его реального размера, воспроизводимый с помощью воображения и памяти размер должен быть приблизительно 25 – 40 см. (величина мяча). Во всяком случае, у окружающих не будет возникать впечатление, что вы заснули.
Таким образом, нужно тренировать наблюдательность 1-2 раза в день, постепенно доводя количество наблюдаемых объектов до нескольких десятков.
2. Упражнение для развития навыка наблюдения — описание предмета после наблюдения за ним в течение нескольких минут. Является наиболее известным способом развития и тренировки наблюдения, и имеет большое количество вариаций и названий:
• В течение нескольких минут внимательно смотрите на предмет, рассматривая его как целостно, так и в деталях.
• Закройте глаза и вспомните его детально. Можно также использовать экран мысленного взора.
• Откройте глаза и сравните образ с оригиналом. Определите его детали и свойства, которые были вами пропущены.
• Снова закройте глаза и постарайтесь вспомнить предмет, включая предыдущие пропуски.
• Опять сравните образ, запечатленный вашей памятью и реальный объект, выявляя пропущенное. Упражнение повторяется до тех пор, пока вы сможете выявлять все новые и новые свойства предмета.
• Попробуйте по памяти нарисовать предмет. Причем уровень вашей подготовки как художника не имеет никакой роли. Если у вас не хватает техники рисования, то это не является причиной отказа. Во-первых, умение рисовать постепенно разовьется, во-вторых, нечеткое движение руки при рисовании легко компенсирует память. Она ведь точно помнит, что в этом месте была царапина, а на этом – остались следы неаккуратного использования.
3. Рисунки или картинки из серии «Найди отличия».
Эти рисованные задачки рассчитаны именно на то, чтобы развивать внимание и наблюдательность. Напомним, что на листе изображено два рисунка, внешне очень похожие друг на друга. Однако они имеют небольшие отличия, которые и необходимо найти. Нахождение отличий фактически невозможно выполнить быстро, так как количество отличий обычно около десяти, и для их нахождения необходимо изучать и сравнивать рисунки буквально по миллиметрам, обращая больше внимания на детали, чем на целостное изображение.
Для того, чтобы развивать свою наблюдательность, необходимо сравнивать запоминаемый объект с реальным. Цель — максимальный учет всех его деталей и особенностей. Эти же подходы используются при тренировке запоминания людей, зданий, местности.
фото: Stock.XCHNG; shiyali