Социальная работа с сетью контактов — Введение
При успешно организованном сотрудничестве с психологом (социальным педагогом) у детей и родителей из неблагополучных семей появляется стремление к позитивным изменениям. Они начинают планировать и предпринимать действия, направленные на решение проблем. Однако, для этого им приходится сотрудничать со многими людьми: членами семьи, родственниками, специалистами социальных служб и т.д., которые зачастую не готовы оказать поддержку клиентам. В результате прежнего опыта взаимодействия у клиента могут сложиться устойчивые стереотипные взаимоотношения с ними, порой осложненные конфликтом. В таком случае, социальное окружение клиента препятствует переменам, поскольку внешние условия и порождаемый ими стресс остаются. Иногда для решения проблемы необходима поддержка человека, с которыми клиент не знаком (чиновник, дальний родственник), но который способен повлиять на ситуацию.
Сплотить и мобилизовать социальное окружение ребенка для его поддержки, позволяет целенаправленная работа с сетью контактов. Особое значение эта работа приобретает в детских социальных приютах. Когда ребенок попадает в приют, забота о нем практически полностью перекладывается на плечи государства, ответственность родителей уменьшается и они, автоматически, удаляется от ребенка, резко изменяется социальное окружение ребенка и могут ослабевать связи со значимыми людьми из прежнего круга общения. Задача специалистов приюта: не допустить самоустранения родителей и ослабления связей ребенка с внешним миром, а укрепить детско-родительские отношения и создать устойчивую сеть социальной поддержки для ребенка и его семьи.
Краеугольный камень при работе с сетью контактов (социальным окружением) — социально- экологическая теория. Теория описана в книге У. Бронфенбреннера «К экспериментальной экологии человеческого поведения». Автор предполагает, что бытие человека во многом определяется системами, в которые он включен и характером влияния этих систем друг на друга.
Система, по мнению автора, – это сообщество общающихся и влияющих друг на друга людей. Системы I уровня, в которые входит ребенок, называются микросистемами. Например, семья, родственники матери, родственники отца, школьные учителя и ученики, компания во дворе.
Межсистемное пространство Бронфенбреннер называет мезосистемой и считает его системой II уровня. В первую очередь, именно применительно к мезосистеме, используется методика проведения сетевых встреч. При столкновении разных систем происходит встреча разных культур, поэтому, корень проблемы может находиться в отсутствии гармонии между разными микросистемами. Так, например, родителям школьника не нравятся его друзья во дворе или семья конфликтует с родственниками по линии матери. Теория сетей утверждает, что для детского развития происходящее в межсистемном пространстве имеет большее значение, нежели происходящее внутри каждой из систем. Ярким примером влияния межсистемного столкновения на судьбу является литературная история Ромео и Джульетты.
Существуют системы, которые оказывают на ребенка косвенное влияние, но в которые сам ребенок не входит. Даже проблемы конфликтные ситуации на работе у отца и возможность его увольнения оказывают влияние на внутреннюю жизнь семьи и тем самым являются значимыми для жизни ребенка. Невысокая заработная плата в системе школьного образования влияет на работу педагогов и тем самым влияет на положение ребенка в школе. Такие системы называют экзосистемами.
Система III уровня – макросистема. Находится наверху системной иерархии. Эта система описывает действующие в обществе ценности и находится вне терапевтической работы.
Продолжение в материалах «Социальная работа с сетью контактов — Как помочь детям из неблагополучных семей. Часть 2, Часть 3)
Алексей Борковский,
фото: flickr.com; by Daniel Zanini H.
Очень полезная статья и вообще информация на сайте, сделала закладку на этот сайт, много полезных слветов