Как преодолеть страх совершить ошибку

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.
Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи
являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

(«Молитва». Приписывается Антуану Сент-Экзюпери)

И взрослые, и дети, как правило, боятся совершать ошибки. Даже просто мысль о возможном неверном шаге вызывает у многих неприятное ощущение. Вместе с тем большинство ошибок, совершаемых людьми, не опасны ни для них самих, ни для окружающих их людей. Обычная реакция человека на ошибку:

• Самооправдание. Например, ребенок ошибся и простудился, забыв тепло одеться перед выходом на улицу зимой. Позже он будет всем рассказывать, что он нигде не мог найти зимнюю шапку.

• Обвинение. Любой положительный результат, полученный в организации или группе людей, чуть ли не мгновенно, становится результатом усилий многих из них. Даже тех, которые реально почти или ничего не сделали для его достижения. В то же время, любая ошибка сразу же оставляет ее автора в полном одиночестве перед «карающей дланью» начальства. Поэтому обвинение других людей, событий, условий и т.д. в своей ошибке становится своеобразной формой самозащиты.

• Отрицание. Желание не испытывать отрицательные чувства, связанные с совершенной ошибкой, заставляет людей продолжать совершать ее снова и снова, полностью концентрируясь на процессе и игнорируя информацию о неверных действиях, забывая про цель действий.

• Ложь. Часто используется после совершения ошибки, так или иначе имеющей отношение к другим. Характеризуется отрицанием своего участия. Фразы типа: «Я этого не делал!» или «Это не я» являются обычными словами в таких ситуациях.

• Уклонение. Фактически, это тоже самооправдание, но подготовленное заблаговременно. Например, слова «Я вас предупреждал, что ничего не получится», «Вы предложили мне это сделать» фактически снимают ответственность за ошибку и переносят ее на другого человека.

Как преодолеть страх совершить ошибку? Для этого необходимо предпринять ряд действий.

1. Осознать, что ошибка является обязательным компонентом деятельности человека и одним из источников получения новых знаний и опыта.

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин, «О, сколько нам открытий чудных…»

2. Позволить себе совершать ошибки. Обучаясь в школе, ребенок усваивает, что дети, которые ошибаются реже, становятся с точки зрения многих учителей лучшими учениками. И эти учителя, пользуясь своим статусом, сами не осознавая этого, навязывают эти выводы всем другим – детям, родителям и друг другу. Вместе с тем, меньше ошибающийся ученик просто более удобен для учителя, связанного требованиями школьной программы.

3. Из каждой ошибки вычленять новый опыт — начать относиться к собственным ошибкам как к результатам экспериментов Люди, которых мы считаем настойчивыми и успешными, на самом деле тоже совершают ошибки. Одним из важных отличий таких людей является выработанная способность получать опыт из каждой попытки и использовать его для дальнейшего движения к собственной цели. Знание «Как не надо делать» не менее важно, чем «Как надо делать». Широко известна история про Томаса Эдисона, который для изобретения электрической лампочки поставил около десяти тысяч опытов. Если бы он сильно расстраивался из-за каждой неудачи, то бросил бы поиск. И электричество для освещения люди стали бы использовать значительно позже.

4. Взять на себя ответственность за совершенную ошибку. Обвиняя других в наших ошибках, люди лишают себя возможности получения опыта и увеличивают вероятность повтора ошибки.

5. Благодарить судьбу или бога за полученный урок и новые знания.

6. Спокойно реагировать на чужие ошибки, давая людям право их совершать. Никто ведь не ожидает от ребенка, что он сразу начнет ходить. Спокойное реагирование родителями на пробы и ошибки, совершаемые ребенком в процессе овладения этим важным для жизни умением, может стать примером правильного реагирования на ошибки и понимания главного принципа узнавания и освоения окружающего мира – нет попыток, нет результата.

7. Научить окружающих по-другому реагировать на ошибки. Это уменьшит социальный прессинг и создаст новые возможности для развития личности, группы, организации.

фото: Stock.XCHNG; by vicbuster

Оставьте комментарий