Способ 7 обучения ребенка управлению деньгами: Платите детям за выполнение дополнительных обязанностей
Надо ли платить детям за выполнение обязанностей? Этот способ обучения ребенка управлению финансами чаще других вызывает неприятие у родителей, выросших на просторах бывшего Советского союза. Принципы воспитания, главенствовавшие ранее, не предполагали, что ребенок может зарабатывать деньги «на собственных родителях». Как правило, рассказы о таких подходах к воспитанию в очередной раз характеризовали западное общество как «загнивающее» и чуждое «простым человеческим отношениям». Вместе с тем, обычно терялось несколько важнейших особенностей (смыслов) такой оплаты:
• Деньги платятся не за выполнение обычных обязанностей ребенка, типа поддержания порядка в своей комнате или мытья за собой посуды, а за выполнение работ, за которые родителям так или иначе пришлось бы платить. Классический пример такой работы – стрижка газонов.
• Выполняемая работа достаточно продолжительна по времени и/или является физически тяжелой.
• Дальнейшие разговоры о необходимости лучше учиться опираются на реально полученный опыт ребенка в зарабатывании денег собственным физическим трудом, а не на туманные описания будущего. Ребенку становится понятна связь между усердным обучением, поступлением в университет и получением престижной высокооплачиваемой умственной работы. Что в большинстве случаев лучше, чем плохо оплачиваемая тяжелая физическая работа, но отсутствие необходимости хорошо учиться.
• Деньги, заработанные с помощью затраченного времени и усилий, тратятся ребенком намного более обдуманно.
Этот способ теперь используется также и «нашими» родителями. Однако часто в достаточно искаженном виде. Родители платят детям именно за выполнение стандартных детских обязанностей. Так они пытаются платить детям за хорошие оценки в школе. На начальном этапе этот вариант вроде бы дает положительные результаты. Дети действительно начинают стараться больше и получает лучшие оценки в школе.
Вместе с тем получение оценки не всегда зависит от ребенка – от его усердия, способностей и имеющихся знаний. Велика роль в этом учителей, а точнее их отношения к детям (сложившихся стереотипов). Учителям трудно ставить сразу высокие оценки детям, если до этого они учились из «рук вон плохо». Поэтому мечта ребенка получить максимум денег от родителей за отличные оценки разбивается о фактическую невозможность достижения этой цели в краткие сроки. А это резко снижает мотивацию ребенка к обучению.
Но это еще полбеды. Настоящая начинается, когда вступает в действие вторая половина договора с ребенком об оценках и деньгах. Если ребенок получает низкую оценку, то у него родители высчитывают деньги. В результате ребенок обычно не зарабатывает почти ничего и плюс к этому разочаровался в справедливости, учебе и ухудшил отношения с родителями.
Другой вариант классического неэффективного поведения родителей – оставление детям сдачи, полученной в магазине после оплаты покупок. Мелочь вначале, сдача постепенно вырастает в достаточно большие суммы, которые ребенок не отдает, вернувшись из магазина. Он ведь так привык поступать — оставлять себе сдачу. Ребенок воспринимает эти деньги не как подарок родителей, а как оплату своего труда. И, соответственно, не хочет ходить в магазин без этой оплаты.
Так что родителям стоит четко для себя определить, за что действительно нужно платить детям и как это правильно организовать.
фото: Stock.XCHNG; by RJohn