Серия «Как научить ребенка правильно относиться к деньгам и распоряжаться ими»
Способ 4 обучения ребенка управлению деньгами: Научите ребенка экономить и накапливать собственные деньги
Уже упоминалось, что маленькие дети воспринимают деньги как результат своеобразного фокуса, который сродни появлению конфеты из родительского кармана. В связи с этим они плохо представляют себе, что эти разноцветные фантики ограничены в количестве.
Одним из способов большего понимания ребенком ценности денег является объяснение ему, что родители получают деньги за свой труд на рабочем месте или ведение собственного бизнеса. Нелишним будет и посещение рабочего места родителей. Приобщение ребенка к пониманию сущности денег и правильному использованию их, является базой для развития у ребенка в дальнейшем финансовой дисциплины и финансового мышления.
Вместе с тем, только наличие собственных денег позволит ребенку в полной мере научиться их правильно использовать, определяя приоритеты для финансирования, планировать расходы и доходы, учит экономить и накапливать собственные средства. (Выделение ребенку карманных денег подробно рассмотрено в материале «Как выделять деньги ребенку на личные расходы»)
Основные способы, как научить ребенка экономить и накапливать собственные деньги:
1. Выдавайте ребенку деньги крупными купюрами. Замечено, что и дети, и взрослые с большей бережностью относятся к деньгам в крупных купюрах. Им, чуть ли не физически, тяжело расставаться с ними, приобретая какую-нибудь мелочь, и получая при этом полный карман сдачи. Это легко заметить, по движению купюр у ребенка. Он быстро и легко потратит мелкие деньги. А купюры крупного достоинства будет бережно хранить и накапливать, периодически их доставая, рассматривая и поглаживая.
2. Если ребенок пока не может сдержаться, чтобы не потратить все полученные деньги, то выдавайте ему деньги не еженедельно, а ежедневно частями. Ребенок привыкнет тратить деньги небольшими частями. Вместе с тем, со временем растут запросы, и ежедневных карманных денег не будет хватать на покупку. Ребенок мимо воли начнет откладывать часть денег для ее приобретения, т.е. — экономить.
3. Поощряйте ребенка заранее планировать расходы собственных денег по категориям. Для этого можно пользоваться набором конвертов, а можно сделать «денежную коробку» с несколькими отделениями. Одно из отделений обязательно отведите для накопления денежных средств. Этот первый опыт осознанного создания запаса позволит ребенку оплачивать более дорогие свои желания. Например, покупку модных игрушек, дополнительные расходы во время поездок на отдых, подарки для близких людей.
4. Можно связать желание ребенка увеличить «денежное довольствие» с обучением его экономить деньги. Например, ребенок получал в неделю 100 рублей, а теперь хочет больше – 120 рублей. Родители могут согласиться с этим желанием ребенка, но выдвинуть определенное условие. Так ребенок будет получать эти деньги в начале каждой недели, но в конце ее он должен продемонстрировать родителям сохраненные им 15 рублей от полученной суммы. Причем эти 15 рублей откладываются ребенком в копилку и накапливаются там.
5. Приучите ребенка не тратить деньги на покупки, удовлетворяя только что возникшие желания. Мы ведь знаем, что, так называемые импульсные покупки, происходят исключительно под воздействием правильной рекламы товары и грамотного поведения продавцов. Для применения этого подхода предложите детям отложить покупку на определенное время. Например, на 1-2 недели. Если ребенок соглашается, то родители добавляют ему какую-то определенную сумму, которая будет использована на осуществление покупки. Вместе с тем, важно, чтобы эти родительские деньги в действительности были достаточно небольшими. Стандартная сумма может колебаться в размере от 1 до 10 процентов. Через установленное время вернитесь к обсуждению необходимости покупки. Помните, что это обсуждение должно проходить не в местах продажи, и без использования фотографий товара из журналов – т.е. без любых внешних источников информации о возможной покупке, которые могут усилить желание по ее приобретению. Вы удивитесь, что во многих случаях, дети абсолютно спокойно откажутся от покупки.
6. Дети, причем не только маленькие, любят собирать монеты в копилки. Важно вместе с ребенком придумать смысл экономии и срок накопления денег.
7. Разумеется, деньги, которые ребенком заработаны, а не просто получены, намного дольше у него сохраняются. (Подробнее об этом в материале «Надо ли платить детям за выполнение обязанностей»).
фото: Stock.XCHNG; by svilen001