• Избыток документооборота, производственных процедур и ритуалов.
Некоторые организационные процедуры малоэффективны и отнимают у всех слишком много времени. Работнику сложно заниматься своей непосредственной деятельностью, если большую часть своего рабочего времени он вынужден уделять заполнению документов, справок, отчетов. Для многих людей эта форма работы становится источником неуменьшающегося стресса, так как этот вид деятельности не соответствует представлениям человека о работе, которую нужно выполнять, занимая свою должность. Саму эту бумажную деятельность он считает неправильной, ненужной, несущественной. Плюс к этому неприятие оценки собственной деятельности не по реальным результатам труда, а по правильности составленного отчета.
Совещания являются классическим стрессовым фактором для работников. Мало того, что их количество и продолжительность явно завышены и нужны исключительно «менеджерам для оправдания своего существования». Таки и обсуждаемые вопросы не сообщаются заранее. Это приводит к необходимости отвечать на поставленные вопросы под внимательным оком руководства, не подготовившись к ним. А значит, выставлять себя далеко не «в самом лучшем свете». Особенно, когда необходимо дать информацию в цифрах.
• Перемены в организации.
Любые перемены в требованиях руководства, вызванных общей сменой подходов и политик компании, вырывают человека из привычных действий и усиливают волнения в трудовом коллективе. А это в свою очередь уменьшает защищенность человека, так как потребность в нем как специалисте и его профессиональных качествах начинают оцениваться в свете новых требований. Поэтому незнание, останется он на этом рабочем месте, будет переведен или уволен, явно не является фактором повышающем производительность труда.
Работник сначала всячески сопротивляется внедрению новых подходов, затем принимает эти требования в качестве определяющих его профессиональные действия.
Если через некоторое время ситуации с внедрением в деятельность организации новых подходов повторяются, то его сопротивление им усиливается с каждым новым изменением. Это в большинстве случаев приводит к увольнению работника, не выдержавшего стрессовую нагрузку. Или увольнению менеджера, который не смог выполнить заявленные им результаты.
• Личная неприязнь или хронический конфликт.
Необходимость контактировать с сотрудниками, с которыми не удается или нет желания наладить контакт, способствует развитию стресса и переносу внимания с работы на взаимоотношения.
фото: flickr.com; by steveleenow