Представьте ситуацию, в которой ребенок, получив плохие оценки в школе, искренне клянется матери больше их не получать и учиться хорошо, одновременно с этим став старательным мальчиком (девочкой). Это желание вести себя по-другому для ребенка становится его целью. К сожалению, на непродолжительное время, и история с клятвенными обещаниями повторяется.
Казалось бы, ребенок действительно этого хотел. Но он не смог удержаться и в очередной раз нарушил обещание. И если в ситуации с ребенком можно найти оправдание его поведению в возрасте и развитии ребенка, то почему пропадает желание достигать цели и у взрослых? Они ведь тоже очень часто не выполняют обещания, данные не только другим людям, но и, в первую очередь, самим себе.
В каждый момент времени, человек имеет не менее одной цели, вызванными его потребностями. Причем многие из них просто нами не осознаются.
Потребности человека условно можно разделить на физиологические и психологические. Первые направлены на само выживание человека и продолжение рода. В большинстве случаев они значительно больше определяют его поведение, чем вторые. Например, человек под водой без специального оборудования через некоторое время нахождения там начинает испытывать потребность в кислороде. Причем эта потребность так значительна, что он готов будет бросить любые ценности, лишь бы подняться на поверхность.
Психологические потребности появляются в результате получаемого человеком опыта, но необходимость их удовлетворения не так однозначна для человека, как физических. Например, человек может хотеть стать богатым и знаменитым, но даже если этого в результате не произойдет, то он найдет тысячи причин для самооправдания и самоуспокоения, и будет продолжать спокойно жить дальше. Именно это преобладание физических потребностей над психологическими не позволяет человеку полностью концентрироваться на достижении более «высоких целей», чем удовлетворение потребности в выживании и продолжении рода.
Таким образом, ресурсы человека направляются, в первую очередь, на выбор и удовлетворение самой важной (актуальной) для организма потребности. Лишь после того, как она удовлетворена, вектор активности направляется на выбор и достижение другой важной цели. Однако достижение одной цели может значительно снизить другую потребность, удовлетворить которую тоже хотелось раньше. Наш ребенок из примера в начале статьи, давая обещание маме исправиться, мог иметь следующие цели и потребности:
• Избежать наказания (потребность в безопасности)
• Сохранить хорошее отношение мамы к себе (потребность в принадлежности и любви)
• Учиться так хорошо, как от него ожидает мама (потребность в уважении и признании).
Надеемся, что наказания он избежал. Мама продолжает относиться к нему так же, как и раньше. А то, что он хотел вести получать хорошие оценки, он уже просто забыл, у него уже пропало это желание. Оно уже не так важно для него, как возможность весело проводить время в школе, не тратя время на чужие цели.
Так и взрослые постоянно действуют, концентрируясь на удовлетворении именно тех потребностей, которые в данное время являются наиболее значимыми, забывая про старые желания, ранее поставленные перед собой цели и данные себе обещания. Что, в общем, абсолютно нормально для человека, как живого существа, но мало способствует реализации долгосрочных планов, достижению целей, развитию способностей и личности в целом.
фото: sxc.hu; by sundstrom