Деловое общение обычно выделяется в отдельную категорию при рассмотрении общения как умения вести себя с другими людьми. Причиной этого является выраженная направленность данного вида общения на достижение успеха в служебной деятельности и бизнесе. Таким образом, ошибки в деловом общении снижают вероятность достижения желаемого результата.
Существует несколько методов воздействия на других людей в процессе делового общения. К ним относятся убеждение, внушение и принуждение. Убеждение основано на влиянии на собеседника фактами, доказательствами, логическими выводами. В связи с этим необходимо заранее готовится к деловому общению. Для приведения собственных мыслей в порядок можно записать в тезисном виде основные моменты. Одновременно с этим серьезной ошибкой общения является неготовность человека к восприятию информации, не соответствующей его представлениям. Иногда люди пытаются действовать с помощью метода внушения, основанного на влиянии авторитета, вере в безошибочность говорящего и подчиняющегося принципу «Делай как я!». Этот метод часто используется родителями, учителями, руководителями. Но в обычном деловом общении данный метод является ошибкой и демонстрирует плохую подготовку к общению. Это же относится и к принуждению, которое может быть оправдано только возникновением каких-либо экстремальных ситуаций, требующих быстрых действий.
Другие ошибки, допускаемые в деловом общении:
• Нарушение временных договоренностей. Пунктуальность является одним из главнейших факторов, определяющих успешность любого бизнеса и затрагивающая в процессе общения несколько взаимодействующих сторон. В связи с этим человек, позволяющий себе опаздывать, не только может внести незапланированное изменение в график деятельности партнера по общению, но и демонстрирует неуважительное отношение к самому партнеру по деловому общению.
• Не соблюдение конфиденциальности. Ошибкой делового общения является информирование других людей о результатах, процессе, планах, идеях, если это не было оговорено заранее с теми людьми, которых это касается.
• Неприветливое общение. Доброжелательности и приветливость в деловом общении часто являются определяющими факторами, влияющими на достижение результата. Давно замечено, что люди скорее соглашаются с теми собеседниками, которые им приятны.
• Неряшливый внешний вид. Так же как и предыдущая ошибка делового общения, эта ошибка влияет на восприятие участника общения другими людьми. Особое значение, кроме традиционно важной чистоты и аккуратности, имеет соответствие одежды принятым нормам в деловом окружении.
• Косноязычие и безграмотность письма. Если ваш деловой партнер, вместо изучения полученного делового предложения, будет изучать написанные предложения на наличие грамматических и прочих ошибок, то это может стать неосознанной причиной отказа от сотрудничества.
• Собеседник не является полноправным участником общения. Для получения желаемого результата от делового общения необходимо также учитывать мотивы общения партнера.