Как научиться слушать и слышать собеседника


Слушание относится к одному из самых важных навыков, который определят успешность нашего взаимодействия с другими людьми, эффективность работы и взаимоотношений. Люди слушают для того, чтобы получить информацию, понять состояние и потребности собеседника, получить указание к действию, получить новое знание.

Казалось бы, и что в этом сложного. Более чем знакомый и привычный с детства процесс. На самом деле, все не так просто. Если попросить человека повторить то, что он услышал, то обычно будет воспроизведено максимум пятьдесят процентов сказанного. Таким образом, общаясь с другим человеком в течение десяти минут, вы обычно можете припомнить приблизительно четверть разговора. Эти данные могут меняться как в большую, так и в меньшую стороны. Получаемые результаты будут зависеть от большого количества факторов, в том числе и от важности данного разговора для вас и от самого умения слушать то, что вам говорят другие люди.

Как научиться слушать и слышать собеседника

Для того, чтобы научиться слышать других, нужно развивать навыки активного слушания. В первую очередь необходимо сознательное усилие, направленное на активизацию внимания для лучшего понимания не только слов собеседника, но и общего смысла послания. Не стоит отвлекаться в процессе слушания на других людей, внешние объекты и, тем более, готовить собственную речь. Это происходит достаточно часто, когда слушатель по первым словам «предугадывает» дальнейший смысл разговора и вместо слушания начинает просто ожидать своей очереди высказаться.

Если сосредоточиться на словах человека трудно, то можно наиболее важные моменты проговаривать в уме. Этот простой подход поможет вам не уйти в собственные рассуждения.

Проговаривание отдельных частей слов собеседника, но уже не умственно, а вслух, даст ему понять, что вы не просто находитесь рядом, а внимательно его слушаете. Кроме повторения вы можете использовать короткие фразы типа «Мг» «Ничего себе», «Да-а-а».
Не стесняйтесь задавать вопросы для уточнения сказанного, если смысл для вас несколько расплывчатый. Этим вы также не позволите себе уйти в рассуждения, вместо того чтобы слушать собеседника. Вопросы могут быть типа:

«Что вы имели в виду, когда говорили о…?
«Правильно ли я вас понял, что …. это…?»
«Ты имеешь в виду, что …?»
«А что такое…?»

Тело, развернутое в сторону говорящего человека, покачивание головой, зрительный контакт с с ним – все это внимание поощряет собеседника продолжать говорить, развивая свою мысль и делая ее еще понятнее.

Не торопитесь выражать свое несогласие со словами собеседника или навязывать свою точку зрения, даже если он действительно не прав, не дослушав его полностью. Иногда в процессе говорения человек, высказывая какие-то аргументы, сам начинает осознавать их слабость. В такой ситуации он будет больше готов услышать от вас контраргументы и согласиться уже с вашими доводами. В то же время вы сами сможете легче изменить свои взгляды, если перед этим не «встали грудью» на их защиту.

Научиться лучше слышать собеседника и сложно и просто одновременно. Сложно потому, что возможно вам придется преодолеть устоявшиеся привычки. А легкость в овладении навыками активного слушания связана с чувством внутреннего удовлетворения, которое вы сможете получать, действительно понимая, что говорит ваш собеседник. Да и сам разговор с другим человеком станет для вас не полем боя взглядов и подходов, а возможностью обмена информацией.

фото: sxc.hu; by idman

Оставьте комментарий