Эдвард де Боно, многие годы занимающийся исследованием мышления и методами его развития, особое внимание в своих трудах уделяет важности творческого реагирования на возникающие трудности через управление своим вниманием. Одним из таких способов стала методика «ПЛЮМИН», являющаяся по своей сути картой отношения человека к ситуации, облегчающей принятие решений и определение путей по достижению целей. Причем обучают пользоваться такой методикой не только взрослых, но и детей.
Само название ПЛЮМИН состоит из трех слов «Плюсы, Минусы, Интересно». Фактически перед нами возникает три направления концентрации своего внимания при рассмотрении любой проблемной ситуации.
Итак, человек вначале на листе бумаге отмечает все приходящие ему в голову положительные моменты, связанные с рассматриваемым вопросом. После этого он переходит к отрицательным сторонам вопроса, также фиксируя их. Однако, так как некоторые характеристики вопроса или проблемы бывает трудно однозначно отнести к какай-то определенной категории (плюс или минус), то в таком случае их записывают в разделе «Интересно». Именно наличие раздела «Интересно» отличает методику «ПЛЮМИН» от похожей методики оценки ситуации, но состоящей только из выявления плюсов и минусов. Преимущество «ПЛЮМИНа» в уменьшении колебаний и ненужности переформулировки выявленных характеристик, а значит в уменьшении вероятности отвлечения внимания на другие вопросы.
Данный подход помогает спокойно и с разных сторон рассмотреть ситуацию. Характерно, что необходимость находить характеристики ситуации и фиксировать их в определенных разделах не позволяет эмоциям оказывать значительное влияние на принятие решений. Кроме этого внимание значительно лучше удерживается на самой ситуации или проблеме, не так легко переключаясь на отвлекающие факторы. Это достигается благодаря следованию алгоритму действий, включающему в себя последовательные шаги.
Составление карты отношения человека к ситуации может приводить к довольно неожиданным решениям. Так , в качестве одного из примеров использования методики «ПЛЮМИН», Эдвард де Боно описывает небольшой эксперимент с австралийскими школьниками, которым предложили платить по пять долларов за неделю за то, что они ходят в свою школу учиться. Разумеется, подобное предложение вызвало бурю радости у школьников и безоговорочное согласие. Однако, после того, как они составили карту отношения к ситуации и методике «ПЛЮМИН», то на удивление экспериментаторов почти все школьники отказались от такого, совсем недавно, соблазнительного предложения. Позже, беседуя с экспериментаторами, они называли свое импульсивное согласие непродуманным решением.
Трудно сказать, какие плюсы и минусы нашли ученики в процессе работы над «Картой ПЛЮМИНа», тем не менее, они смогли принять решение, рассмотрев его с разных сторон.
фото: sxc.hu; by sundesigns