Эмоциональное выгорание обычно является результатов длительного во времени напряжения эмоциональных и физических сил, связанных с необходимостью выполнения определенной деятельности. Чаще всего эмоциональное выгорание связано с профессиональной деятельностью человека. Общее проявление эмоционального выгорания — потеря интереса и желания работать. Причем на повышение интенсивности перестают влиять почти любые мотиваторы — деньги, слава, хорошее отношение руководителей и т.п.
Эмоциональное выгорание может произойти с любым человеком, не взирая на его вид профессиональной деятельности. В связи с этим профилактике профессионального эмоционального выгорания необходимо уделять особое внимание. И в первую очередь руководителям организаций.
К основным симптомам эмоционального выгорания относится быстрая утомляемость при выполнении стандартной работы, рассеянность, нежелание работать. Также может появляться агрессивность даже у спокойных по характеру людей. Нередко и слишком эмоциональное реагирование на обычные распоряжения, включая слезы и хлопанье дверью.
Первым шагом в профилактике профессионального эмоционального выгорания становится недопущение таких этапов в деятельности организации, которые характеризуются излишним напряжением сил работников. Речь идет о так называемых авралах, когда для устранения проблем или достижения целей работники вынуждены проводить на рабочем месте больше времени чем обычно, брать работу на дом, выполнять несвойственные им служебные обязанности. В трудные для фирмы времена стоит дополнительно принять на работу несколько человек на определенное время, чем подвергнуть основных работников риску эмоционального срывов. Это позволит снизить нагрузку и будет способствовать профилактике эмоционального выгорания.
Если есть такая возможность, то стоит ввести в штат организации психолога, который и будет заниматься профилактикой профессионального и эмоционального выгорания работников. Например, с помощью семинаров и тренингов для снятия усталости и стресса. Также можно для достижения этой цели заключать разовые договора с организациями, специализирующимися на оказании психологических услуг.
Однако руководителям не стоит всю ответственность за профилактику эмоционального выгорания работников перекладывать на специалистов. Обычное общение с подчиненными, разговоры «по душам», своевременная поддержка и просто уважительное к ним отношение способно если и не решить проблему полностью, то значительно уменьшить ее интенсивность.
Руководители также должны следить за регулярностью отдыха подчиненных. Речь идет о выходных днях и очередных отпусках. Даже короткий, но своевременный отдых даст работнику дополнительную эмоциональную устойчивость.