(«Молитва». Приписывается Антуану Сент-Экзюпери)
Профессор на первой лекции для студентов-медиков заявляет: «Хорошего врача выделяют два качества – умение преодолевать отвращение и наблюдательность». Для подтверждения сказанного он засовывает палец в банку с отвратительной на вид жидкостью неопределенного цвета и консистенции. После чего, к явному неудовольствию студентов, спокойно облизывает палец. Затем ставит банку перед студентами и предлагает им повторить его действия. Один из студентов, после минутного колебания, засовывает палец в жидкость и с большим трудом его облизывает. «Хорошо, — говорит профессор, — хоть ты и преодолел свое отвращение, но твою наблюдательность нужно развивать. Потому что я окунул в жидкость средний палец, а облизал — указательный».
Наблюдательность как качество личности.
Наблюдательность – сформированное качество личности, заключающееся в умении наблюдать за объектом, выявлять и анализировать его существенные и малозаметные свойства. Наблюдательность основана на совокупности результатов взаимодействия психических процессов познания — внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
Наиболее важным для нас элементом в этом определении является информации о развитии наблюдательности в течение жизни человека. Человек выделяет в окружающем мире лишь те объекты или характеристики, которые важны для его выживания и успешности. Так люди, которые в связи с требованием профессии должны иметь хорошую зрительную память, постоянно тренируют ее, ничего особого, как кажется со стороны, и не делая.
Другой пример. Образ наблюдательного человека наиболее тесно связан с литературной личностью Шерлока Холмса. Напомним, что он обладал поразительным качеством по нескольким деталям, обнаруженным на месте преступления, объяснять окружающим, что и как там произошло.
Однако необходимость замечать детали являлась важнейшей составляющей его работы частного детектива. Поэтому в действительности наиболее быстро можно развить в себе наблюдательность, имеющую отношение к роду деятельности или профессии. Причем важно в процессе наблюдения использовать специальные методы оценки или измерения.
Таким образом, логика здесь следующая – если знаешь, что и как наблюдать, то сможешь это увидеть. Разумеется, при условии, что оно там есть.
— Ты суслика видишь?
— Нет.
— А он там есть. (Цитата из фильма «ДМБ»)
И чем чаще тренируешься в выделении важных деталей, тем качественнее это получается и тем быстрее будет достигнута цель.
Для того, чтобы развить свою наблюдательность как качество личности необходимо:
• знать свойства предметов, особенности поведения людей.
• научиться выделять важные детали, особенности, характеристика объекта – аналитическая стадия наблюдения.
• учиться выявлять закономерности на основе выделенных деталей – процесс синтеза.
фото: Stock.XCHNG; shubijam