Продолжение. Начало в материале Социальная работа с сетью контактов. Часть 1
Социальная работа сетью контактов — Сетевая диагностика.
Мы видим, что ребенок входит в ряд взаимовлияющих систем, его окутывает клубок сложных, порой противоречивых отношений. Как упорядочить и обозреть эту информацию?
Хорошим подспорьем для социального работника является в этом случае сетевая карта. Составление сетевой карты проводится в несколько этапов. Разным людям требуется разное время.
Возможный алгоритм работы:
1. Список значимых людей
Выпишите всех значимых для Вас людей;
2. Дистанция.
Разместите их на листе бумаги (сетевой карте) (см. стр. №2) по отношению к себе. Вы — в середине. Тех, кто Вам наиболее близок, расположите ближе к себе, других – дальше от себя. Также, не забудьте значимых людей, с которыми у Вас конфликтные отношения. Мужчины и мальчики обозначаются квадратиком, женщины и девочки — кругом, умершие значимые люди также изображаются квадратом или кругом с крестиком.
3. Звенья.
Соедините тех, кто знаком друг с другом прямыми линиями. Указание всех соединений может оказаться сложной задачей, поэтому, укажите наиболее важные.
——— — хорошие отношения
— — — — — — конфликтные отношения
— -// — — — разрыв отношений
того, кто в середине, соединять чертой ни с кем не надо, т.к. все знакомы с ним.
4. Знаки оценки.
Вы можете обозначить минусом (-) значимых людей, к которым Вы относитесь отрицательно, плюсом (+) тех, кто вам симпатичен.
5. Динамика.
Сетевая карта – это сиюминутное представление того, как выглядит сеть контактов в данный момент, но она находится в процессе непрерывного изменения. Эту динамику можно обозначить стрелками, обозначающими вхождение в сеть и выход из нее.
Клиент, по возможности, самостоятельно составляет свою сетевую карту, время от времени, чтобы упростить задачу, социальный работник может брать ручку, а клиент показывать.
ПРИМЕР СЕТЕВОЙ КАРТЫ.
прим. Для увеличения рисунка установите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши
Иногда при сетевой диагностике обнаруживаются части сети, в которые хочется внести ясность, получить более подробные разъяснения, нежели те, которые сообщает клиент. Для этого используются дополнительные типы сетевых карт.
Историческая карта
— Что представляла ваша жизнь на предыдущем этапе?
— Когда вы жили на Украине, как выглядела сеть ваших социальных контактов?
— Что представляла собой сеть ваших социальных контактов семь лет назад, когда вы еще не злоупотребляли алкоголем?
Эта карта позволяет найти ресурсы. Ведь ситуация, кажущаяся теперь безвыходной, возможно не всегда была такой.
Карта желаемого
Эта карта также преследует мотивационную цель. Каких перемен я жду от жизни? Могу ли я представить, какой будет окружающая меня сеть в этом случае? К чему я стремлюсь?
Географическая карта
Эта карта отражает мобилизационную готовность сети. В нее заносятся люди из субъективной карты, но не на основе субъективной дистанции (воображаемой близости), а на основе объективного географического расстояния.
Пример
БИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.
Перемены в нашей жизни можно изобразить в виде годовых колец на дереве, где место нашего рождения граничит со слоем коры, а сердцевина ствола – это наша сеть в сегодняшнем виде.
СЕТЕВЫЕ ВСТРЕЧИ.
Работу с сетью можно описать, как работу в каналах связи между людьми. Иногда, занимаются рытьем, т.е. создают новые контакты. Иногда расчищают, т.е. очищают каналы, которые засорились из-за конфликтов.
В кризисной ситуации сбор важных людей на сетевую встречу представляют собой наиболее мощное средство вмешательства в работе с сетью.
Существуют различные методики проведения сетевых встреч. Представляем вашему вниманию 2 варианта.
1 вариант, назовем его классическим, более прост в исполнении. Его рекомендуется использовать при проведении встречи с неопытными участниками.
2 вариант используется в уже «продвинутых» сообществах. Основная ответственность за принятие решения во 2 варианте возлагается на саму семью. Его называют «Совет оказания помощи семье». Для повышения мобилизационной готовности сети постепенно укрепляются контакты ребенка со значимыми людьми на его сетевой карте. Рекомендуется проводить минимум 2 сетевые встречи: сразу после поступления ребенка в учреждение (приют) и при выписке.
Продолжение в материале «Социальная работа с сетью контактов – Как помочь детям из неблагополучных семей». Часть 3
Алексей Борковский,
фото: flickr.com; by Pink Sherbet Photography