Как вести себя в конфликтной ситуации

Социальная жизнь любого человека включает в себя череду сменяющих друг друга конфликтов. Люди по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. Некоторые люди умеют достигать своих целей в конфликте, не обращая внимания на других. Некоторые чувствуют неудовлетворение, понимая, что постоянно находятся на проигравшей стороне. И те и другие выбирают, часто неосознанно, одну из стратегий поведения в конфликте.

Одной из самых известных концепций, описывающих, как вести себя в конфликтной ситуации, является теория Томаса-Килменна (Thomas, Kilmann). Авторы выделяют пять стратегий поведения людей во время конфликта, в зависимости от соотношения степени настойчивости людей в удовлетворении собственных потребностей и степенью готовности учитывать интересы других людей и идти им навстречу.


Стратегия 1. Соперничество (конкуренция).

Характеризуется наиболее высоким уровнем агрессии и отказа от сотрудничества. Главная цель – победа и достижение результата любой ценой.

В процессе реализации стратегии собственные проблемы решаются за счет другого участника конфликтной ситуации. Данный тип поведения в конфликтной ситуации позволяет достигать быстрых результатов, но может привести к истощению организма в связи со слишком значительными усилиями. Другим отрицательным результатом является ухудшение отношений с проигравшим. Эта стратегия наиболее часто применяется в бизнесе, спорте, ситуациях, где победитель получает все, а проигравший ничего.

Стратегия 2. Избегание.

Человек, выбравший такую модель поведения в конфликтной ситуации, постоянно пытается делать вид, что конфликта не существует. Он не предпринимает никаких действий, внешне являясь образцом дипломатической уклончивости и откладывания решения вопроса до лучших времен. В некоторых случаях такое поведение не позволяет человеку «завязнуть» и тратить энергию на проблему, не имеющую для него важного значения. Классическим литературным примером избегания является слон из басни И.А.Крылова «Слон и моська», который абсолютно не обращал внимание на цепляющую его собачку.

«… а он себе идет вперед
и лаю твоего совсем не примечает»

Стратегия 3. Приспособление.

Является полной противоположностью Соперничеству. Такое поведение может являться показателем щедрости и самопожертвования и характеризуется отказом от удовлетворения собственных интересов. Чаще всего люди ведут себя так по отношению к близким им людям.
Также такая стратегия используется при слишком неравных «весовых категориях» участников конфликта. Наиболее часто этой стратегии придерживаются подчиненный в конфликтных ситуациях с руководителем. Это позволяет сохранить себя и собственные ресурсы до более благоприятных условий. Вместе с тем приспособление может спровоцировать соперника к еще более жесткому поведению в конфликтной ситуации.

Стратегия 4. Компромисс.

Именно к компромиссу чаще всего призывают второстепенные участники конфликта. Суть компромисса заключается в частичном удовлетворении интересов обеих сторон. Это позволяет им «сохранить лицо», получив хоть что-то в результате. Однако компромисс также может вызвать чувство неудовлетворенности результатом и служить только временным решением. Часто после компромиссного решения одна из сторон, накопив ресурсы, пытается переиграть ситуацию.

Стратегия 5. Сотрудничество.

Является противоположностью Избеганию и направлено на поиск решения, которое полностью удовлетворяет обе стороны. Для решения конфликтной ситуации таким способом, люди изучают разногласия, стремления и потребности друг друга. Данная стратегия относится к самым сложно реализуемым и требует, как правило, много времени. Вместе с тем именно сотрудничество приводит к улучшению отношений и облегчает решение проблемных или конфликтных ситуаций в будущем.

Перечисленные стратегии имеют сильные и слабые стороны. Именно поэтому ни одна из них не является единственно правильной для решения конфликтов. Однако зная их, можно сознательно выбрать модель поведения и вести себя в конкретной конфликтной ситуации.

фото: flickr.com; by Anders V

Оставьте комментарий