Эмоции, которые не находят своего выхода в словах и действиях людей, имеют тенденцию накапливаться, чтобы в какой-то момент прорваться, подобно плотине. Тот человек, который оказался рядом в этом момент, или случайно спровоцировал выплеск эмоций, может стать «крайним» и виновным во всем, что происходило ранее с потерявшим контроль над своими эмоциями человеком. Обидные слова, оскорбления, слезы, высказанные и невысказанные просьбы о помощи – вот далеко не полный перечень того, на что надо как-то реагировать. Но как не реагировать на обидные слова, которые ты сам, по твоему разумению, совсем не заслужил.
Способы, которые могут помочь человеку сдержаться и не реагировать на оскорбления:
1. Постарайтесь уважать выражение чувств другого человека. Многие люди действительно не умеют выражать свои чувства словами. Злые и обидные слова являются просто выражением того состояния, в котором находится человек. Мы ведь не обижаемся на болеющих близких нам людей, которые могут вести себя весьма неадекватно, мы просто помогаем им.
2. Ждите. Поток обидных слов очень быстро прекратится, если не вклиниваться в процесс. Не позволяйте себе включатся в игру в обидные слова, а также не поддавайтесь соблазну мстить. Вспомните — огонь, который, не получает необходимого топлива для горения, угасает сам собой. Желание сделать партнеру по общению тоже больно будет способствовать только новому витку непонимания и взаимных обид.
3. Примените один из методов психологической защиты:
• Прием «Ветер». Вы представляете себе, как все обидные слова, направленные на вас, сносит сильным порывом ветра.
• Прием «Ребенок». Представьте себе собеседника в детском возрасте. Здесь важно не перестараться. Иначе улыбка на вашем лице вызовет новый поток обидных слов. Поэтому, представляя ребенка, вы понимаете, что на самом деле ему нужна ваша помощь.
• Прием «Стеклянная стена». Визуализируйте стену из прочного стекла, которая расположена между вами и собеседником и глушит звуки.
• Прием «Телевизор». Представьте, что вы видите гневного человека по телевизору. А значит, все обидные слова к вам никакого отношения не имеют.
• Прием «Провидец». Можно начать своеобразную мысленную игру по анализу обидных слов, делая «ставки» на их количество, частоту и порядок произнесения.
Вы можете придумать самостоятельно любые другие варианты, которые помогут вам не акцентироваться на обидных словах. Однако это не значит, что в этот момент вы смотрите по сторонам, не обращая внимания на собеседника.
Выполнение следующих приемов способствует переходу на рациональный уровень, на уровень сознательного решения проблемы.
4. Возьмите тайм-аут. Если вы чувствуете, что обидные слова способствуют развитию конфликта, то можно прервать его, просто покинув «горячую точку». Сопроводить свой уход можно словами «Мы обязательно вернемся к этому разговору, но только после того как мы все успокоимся. Возможно, это будет через час (на следующий день …).
5. Определите суть проблемы для себя. Для этого стоит задать себе ряд вопросов:
• Почему я так реагирую на обидные слова от этого человека?
• Что я хочу изменить?
• Что мне нужно сделать, чтобы преодолеть появившееся чувство обиды?
• Чья вообще это проблема?
Стоит подумать о том, как вы сможет убедить партнера по ситуации в том, что вы относитесь к нему с уважением и с пониманием воспринимаете его состояние, эмоции и потребности. А от того, как именно вы будете реагировать на обидные слова, во многом зависят последующие отношения с этим, может быть излишне эмоциональным, человеком. Ведь в большинстве случаев он сам, успокоившись, будет переживать и сожалеть о сказанных обидных словах.
фото: Stock.XCHNG; by juliaf