Если в обычной жизни два человека конфликтуют между собой, то они стараются меньше общаться между собой. Но когда такие два человека работают вместе в одной организации, то им волей-неволей необходимо периодически между собой контактировать для решения рабочих вопросов. Состояние конфликта, в котором они находятся, часто является основной причиной, из-за которой в результате страдает качество работы обоих работников и эффективность организации в целом.
Вместе с тем, даже такие конфликты могут стать основой для профессионального и личного роста конфликтующих, и в результате способствовать установлению между ними более спокойных отношений. Для этого нужно научиться разрешать конфликты, возникающие на рабочем месте, получая на выходе значительные преимущества:
• Более глубокое понимание интересов друг друга и способов достижения цели без взаимного ущерба.
• Расширение общего понимания ситуации, увеличивающее вариативность решения конфликта.
• Усиление групповой сплоченности, возникающее как результат совместного преодоления трудностей в организации и основанное на вере в силу коллективных подходов.
• Усиление уверенности работников организации в своих способностях и умениях находить решения разнообразных проблем.
• Более полное понимание своих собственных целей, интересов и черт личности людьми, которые были главными участниками конфликта.
Разрешение конфликтов на рабочем месте путем учета интересов друг друга.
Если конфликт на рабочем месте затянулся, то он может перерасти уже в личную неприязнь между его участниками. В таких ситуациях изменение взаимоотношений между конфликтующими сторонами становится достаточно тяжелой задачей. Поэтому менеджер, замечая признаки ухудшения взаимоотношений между своими подчиненными не должен надеяться на благополучное его разрешение конфликта на рабочем месте, а принять самое непосредственное участие в процессе. Он становится своеобразным посредником на переговорах между сторонами, помогая им:
• Прийти к мысли, что хорошие отношения являются приоритетом. Менеджер настраивает участников конфликта спокойно обсуждать возникшую ситуацию, относясь друг другу с уважением. Вежливость является основой для нахождения варианта решения проблемы.
• Развести в понимании конфликтующих людей и проблемы. Менеджер, который выполняет посреднические функции, постоянно возвращает участников конфликта к концентрации внимания на проблеме, а не на личных качествах друг друга.
• Осознать и озвучить свои интересы. Именно попытки удовлетворения собственных интересов побуждают людей участвовать в конфликтах. Вместе с тем люди часто не осознают собственные интересы, отстаивая не их, а свои позиции. Озвучивание своих настоящих интересов позволяет противостоящей стороне лучше понять и принять другого человека.
• Услышать друг друга. Для этого он специальным образом организует процесс переговоров.
• Вырабатывать варианты решений с учетом интересов друг друга. Для облегчения этого могут использоваться любые методы поиска решений. Например, мозговой штурм.
Конфликты на рабочем месте в действительности являются достаточно обычным явлением. Но правильное поведение менеджеров, которые не становятся на сторону одного из конфликтующих, а предпринимают действия, направленные на разрешение конфликтов, способно направить бурлящую энергию их участников в нужном для организации направлении.
andere, специально для test.dostignu.ru
фото: flickr.com; by lumaxart