Для лучшего извлечения информации из изучаемого текста можно воспользоваться методикой чтения SQ3R, автором которой является Ф.Робинсон . Как и любая методика, приводящая к достижению цели, SQ3R состоит из последовательных шагов, помогающих лучше организовать работу с информацией и получения максимальной пользы от чтения.
Как можно догадаться, само название методики работы с текстом SQ3R является по своей сути акронимом, каждая буква которого обозначает отдельный шаг-процесс.
SQ3R
1. Survey – обзор, просмотр материала,
2. Question — вопрос,
3. Read — чтение,
4. Recite – пересказ, изложение,
5. Review – повтор.
Как увеличить эффективность чтения, используя методику чтения SQ3R
Этап 1. Проведите общий обзор материала (Survey).
Данный шаг предполагает быстрый просмотр содержания текстового материала – введения, самого блока содержание и завершающей главы (резюме). На основе этого делается вывод о том, будет ли данный материал полезен для изучения и стоить затраченного на него времени. Если сделанный вывод свидетельствует о малой полезности учебного пособия, то приступать к его изучению не нужно.
Этап 2. Сформулируйте вопросы (Question).
Вспомните информацию, полученную на предыдущем шаге и сформулируйте вопросы к содержанию текста, которые у вас возникли. Постарайтесь сформулировать вопросы к каждой из глав. Кроме общих вопросов типа «О чем будет говориться в главе …?» поставьте вопросы, которые имеют отношение к вашим потребностям. Например, «Как информация из главы … может помочь мне в …?» Если вы столкнулись с трудностью в процессе формулирования вопросов, то вернитесь на предыдущий этап для повторного обзора материал. Сформулированные вами вопросы помогут в дальнейшем намного более эффективно аналитически работать с информацией, став, по своей сути, целью исследования.
Этап 3. Прочтите материал (Read).
Только теперь можно приступить к самому чтению материала. Обычно это самый долгий этап в методике чтения SQ3R, так как предполагает вдумчивую работу с материалом для лучшего понимания изучаемой информации. Обычно во время чтения рекомендуется делать заметки, которые помогают воспринимать информацию.
Этап 4. Перескажите главные мысли собственными словами (Recite).
Мысленный возврат к прочитанному материалу и восстановление в памяти наиболее важных и ключевых моментов. Допускается чтение собственных записей. На этом этапе анализируется, получены ли ответы на поставленные на этапе Question вопросы. Ответы также стоит включить в пересказ. Если ответ на вопрос не получен, то стоит еще раз вернуться к определенному разделу для более тщательного изучения.
Этап 5. Периодически возвращайтесь с материалу, используя любые возможности для его повтора (Review).
Дополнительный возврат к тексту или к собственным записям для уточнения деталей и для лучшего понимания трудных мест. Сформулированные ранее вопросы становятся своеобразным планом, благодаря которому легче делать повторные обзоры изученного материала. Рекомендуется обсуждать полученную информацию с другими людьми. Это позволит еще лучше понять содержание материала и выявить направления для дальнейшего чтения.
фото: sxc.hu; by ubik2010