Деловое общение между коллегами – это процесс установления взаимосвязей и сотрудничества людей, работающими в одной организации на должностях и/или с профессиональным образованием приблизительно одного уровня. Необходимость данного вида общения вызвана потребностью в совместной деятельности и включает в себя восприятие, познание и понимание партнеров по общению, обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Правила отношений между людьми определяются этикетом. Правила общения между коллегами – служебным этикетом, определенного рода сводом правил и предписаний, направленных на улучшение служебной коммуникации (служебного общения).
Правила общения между работниками определяются сложившейся корпоративной культурой трудового коллектива, существующим пониманием желаемого и нежелаемого поведения внутри организации.
Ниже приводятся некоторые стандартные правила общения коллег в организации:
• Правило превалирования дела над симпатиями и антипатиями. Основано на необходимости развития организации как гарантии для удовлетворения потребностей ее членов.
• Правило объективности. Общение не должно сводиться к навязыванию своей точки зрения и игнорированию любого с ней несоответствия.
• Правило обсуждения вопросов и проблем. Обсуждаемый вопрос в одинаковой степени важен для всех коллег, участвующих в обсуждении. Для этого необходимо обеспечить общий уровень осведомленности о вопросе.
• Правило принятия решений. Решения принимаются на основе фактов и объективной информации коллегиально, за исключением ситуаций, требующих единоличных решений руководителями.
• Правило речевого и поведенческого этикета. Работники не должны задевать честь и достоинство своих коллег как внутри организации, так и вне организации.
• Правило просьбы, приказа и поручения. Приказ является формой побуждения к действию, не требующей от исполнителя проявления инициативы, творчества и наиболее оправдан в экстремальных условиях. В других случаях используется просьба, за исключением выполнения обычных служебных обязанностей. Поэтому в большинстве служебных ситуаций используются поручения.
• Правило взаимопомощи и взаимоподдержки. Коллеги оказывают помощь членам трудового коллектива, что укрепляет личные связи внутри организации и дает уверенность в защищенности.
Закреплению сложившихся между коллегами правил общения способствует разработка корпоративного этического кодекса. В последние годы все больше компаний создают такие документы. Этический кодекс является более высоким уровнем развития внутренней культуры организации, в которой правила общения принимаются и поддерживаются всеми работниками, и закрепляются в форме документа. Этот документ содержит кроме нормативной части с ее стандартами рабочего поведения еще и идеологическую часть. Идеологическая часть обычно включает в себя понятия миссии, цели и ценностей организации.
Фото: flickr.com; by windsordi