Конфликты всегда могут быть толчком для развития. Извлечение выгоды из конфликтов в трудовом коллективе является прямой задачей руководителей организации для ее развития и сохранения своего собственного рабочего места. Рассмотрим варианты действий шефа, если инициаторами конфликтов являются неформальные лидеры, высококлассные специалисты, родственники руководителей, обслуживающий персонал и сами начальники.
Неформальные лидеры.
Периодически в любых компаниях появляются люди с явно выраженными качествами управленцев. Это или официальные руководители организации, или неформальные лидеры, которые осознанно или неосознанно борются за власть в трудовом коллективе. Неформальные лидеры обычно достаточно легко перетягивают на себя авторитет, которым должны обладать руководители коллектива, извлекая выгоду из ошибок руководства. Как правило, они имеют одно или несколько перечисленных качеств: умение разбираться в людях и руководстве ими, непримиримость к подходам, противоречащим собственным, нагловатое поведение и умение наносить болезненные, часто скрытые удары по противникам. Для того, чтобы свести на нет отрицательное влияние на коллектив такого «неформала» и извлечь выгоды из зарождающихся конфликтов необходимо предпринять определенные действия или их совокупность.
• Формальному руководителю организации надо самому стать самым харизматичным лидером, стать хранителем корпоративной культуры и ценностей, гарантом развития способностей членов коллектива и их профессионального и служебного роста. Если удастся «перетянуть» на свою сторону трудовой коллектив, то у «неформала» не будет никаких шансов изменить организацию, а в организации появится слаженно работающий трудовой коллектив с грамотным руководителем.
• Поручить конфликтующему человеку ответственное задание и предоставив ему возможность достаточно свободного определения способов решения проблемы. В процессе выполнения задачи руководитель должен интересоваться ходом выполнения и всячески способствовать достижению положительного результата. В данном случае совместный труд приведет к достижению результата, к возможному возникновению уважительных отношений между ними, к лучшему пониманию подходов, целей друг друга. Т.е. извлечение выгоды из конфликта сможет быть осуществлено всем участниками конфликта.
Высококлассные специалисты.
К сожалению, высокий уровень подготовки и знаний часто сочетается с достаточно неприятным для окружающих поведением, что может быть причиной конфликтов в трудовом коллективеи мешать их работе. В данном случае помочь может соединение специалистов с одинаковыми подходами к решению проблем в достаточно узкие группы, чтобы их энергия направлялась на цели организации. Другим вариантом является присоединение к такому специалисту помощников, которые достаточно быстро и бесплатно смогут повысить свой профессиональный уровень. Ну и, конечно, руководитель, который может обеспечить «гению» комфортные условия работы, извлекает выгоды из конфликта через поддержку специалистом в трудовом коллективе и развитие организации.
Работники, находящиеся в родственных или дружеских связях с руководством.
В трудовом коллективе с этими людьми заискивают для извлечения собственной выгоды или недолюбливают за их везучесть, которая заключается в меньшем количестве работы, более высоком вознаграждении и возможность стремительного служебного роста. Поэтому такие люди достаточно одиноки и являются целью атаки неформальных лидеров для получения уважения коллектива и часто становятся участниками конфликтов. Непосредственный начальник может извлечь выгоду из такой ситуации, включив родственника в свою команду. Причем нужно успеть это сделать, пока такой человек сам не станет неформальным лидером или не войдет в один из оппозиционных блоков.
Обслуживающий персонал.
Эта категория членов трудового коллектива часто относит себя к «униженным и оскорбленным», чувствуя свою второсортность. Они являются основными собирателями слухов и катализаторами конфликтов в трудовом коллективе. Извлечение выгоды из их конфликтности заключается в своевременном получении закрытой информации о членах коллектива и формировании личной преданности к руководителю, как к «единственному нормальному здесь человеку».
Случайные люди.
Это те, кто попал в данный трудовой коллектив по стечению обстоятельств и не собирается в нем задерживаться. Поэтому они не желают работать ни самостоятельно, ни с коллективом и провоцируют конфликтные ситуации. В данном случае извлечение выгоды происходит из самого увольнения таких людей, как ненужного балласта. Босс становится восстановителем спокойствия и справедливости в трудовом коллективе.
Руководители сами являются источниками конфликтов в трудовом коллективе, создавая конфликтные ситуации. Принцип «разделяй и властвуй» также эффективен в наше время в трудовом коллективе, как и раньше, и также направление на извлечение выгоды из конфликтов.
фото: Stock.XCHNG; frko,