Управляющий персонал организаций, также как и птицы, имеет свой собственный язык, не всегда понятный не только обычным работникам, от которых в первую очередь и зависит создание реальных материальных достижений, но даже им самим. Многие профессиональные слова и выражения используются почти автоматически, без четкого понимания, что они обозначают. В данном материале будет рассмотрено, что обозначает слово «мотивировать».
«Людей нужно лучше мотивировать, чтобы они лучше работали!», слышит менеджер среднего звена от своего руководителя, явно недовольного результатам работы этого подразделения. После чего «накрученный» менеджер отправляется мотивировать своих сотрудников. В большинстве случаев мотивирование будет представлять собой словесную порку виновных с обещанием страшных кар при повторении. Таким образом метод кнута является наиболее используемым методом мотивирования. Вместе с тем, он далеко не единственный.
Слово «Мотивирование», или мотивация, представляет собой процесс побуждения лично себя или других людей к определенным одобряемым действиям, направленных на достижение собственных целей или на достижение целей организации в соответствии с планом. Мотивирование работников становится основой деятельности руководителя, если от этого в большой степени зависят результаты деятельности организации. Т.е. главным результатом мотивирования работника – является его желание действовать.
Мотивировать работников можно экономическими методами, относящимися к внешним формам вознаграждения и направленными на удовлетворение физиологических потребностей человека и его потребности в безопасности. Долгое время считалось, что именно эта группа методов является единственно эффективной. Смысл прост. Денежное вознаграждение является мерилом деятельности работника, ее компенсацией. Значит, если работаешь хорошо, то получаешь не только заработную плату, но еще и хорошие премиальные. Если работаешь плохо, то можно лишиться даже части заработной платы. Кроме этого заслуженные работники обеспечиваются дополнительными социальными пакетами и возможностью получения части прибыли организации. Однако исследования последних десятилетий опровергли экономический подход к мотивированию работников как единственно верный. Было выявлено, что даже значительное увеличение дохода работника способно его мотивировать в течение только трех месяцев, после чего расходы сравниваются с доходами и возникает стойкое впечатление, что платят мало. А если платят мало, то зачем сильно стараться.
Мотивировать работников можно нематериальными методами. Это все то, что трудно измерить в денежном выражении, и основано на удовлетворении следующих потребностей человека:
• Потребности в признании. Когда человека уважают руководители и коллеги по работе, высоко оценивая его деятельность, то это способствует развитию самоуважению работника. Вспомните, например, вручение грамот, дипломов, значков, подтверждающих высокий уровень специалиста. Стоит это в денежном выражении копейки, а как ценится.
• Потребности в принадлежности и любви. Чувство принадлежности к организации и коллективу, «самой лучшей в мире», гордости за свое место в ней, чувство плеча товарища-сослуживца мотивирует совместную деятельность работников и удерживает их в организации.
• Потребность в самоактуализации. Когда человек уверен в том, что то, чем он занимается, является его предназначением, соответствует его талантам и способностям, развивает все лучшее, что заложила в него природа и общество — тогда человек работает с полной отдачей, не особо обращая внимание на любые другие факторы. В том числе и экономические. Наиболее заметно эта потребность проявляется у людей творческих специальностей.
Таким образом, слово «мотивировать» обозначает для руководителя последовательную деятельность в двух частях:
1. Определять потребности своих работников (например, на основе теории человеческой мотивации А. Маслоу, как в данной статье).
2. Создавать условия для удовлетворения этих потребностей.
фото: Stock.XCHNG; idesign-er