Часть 1.
Постановка цели по smart (СМАРТ) уже несколько десятилетий считается одним из самых эффективных способов постановки и формулировки ближайших целейв менеджменте на основе учета определенных критериев. Авторство идеи управления по целям, на основе которых в дальнейшем последователи выдели критерии SMART, принадлежит П. Друкеру и описаны им в «Практике менеджмента».
Само слово smart представляет собой аббревиатуру, состоящую из 5 первых букв английских слов, которые выстроены так, чтобы создать известное слово, облегчающее процесс запоминания критериев, и делающих цели «умными». В переводе с английского SMART обозначает УМНЫЙ.
Причем существует несколько вариантов смыслового наполнения аббревиатуры. Далеко не все из используемых вариантов отражены в приведенном ниже списке:
S
Specific – точность, конкретность.
M
Measurable – измеримость.
A
Achievable – достижимость; Agreed – согласованность; Attractive – привлекательность.
R
Relevant – значимость, важность, релевантность; Realistik – прагматичность, реалистичность; Resourced – обеспеченность ресурсами; Result-oriented – ориентированность на результат.
T
Timed — определенность во времени; Timely — измеримость во времени; Time bounded – ограниченность во времени.
Для данной статьи будут использоваться первые критерии. Вместе с тем выбор варианта наполнения SMART не так важен. Главное – постановка цели обдуманно, опираясь исключительно на собственное понимание.
Specific — точность, конкретность.
Постановка цели по критериям SMART начинается с четкого, а не смутного понимания объекта желаний. Иначе результат может значительно отличаться от запланированного.
Measurable – измеримость.
Измеримость может служить критерием успеха. При планировании достаточно задать себе вопрос «А как я узнаю о том, что достиг цели?». Выявленные в результате ответа количественные и качественные показатели или критерии успеха могут служить для определения измеримости.
Achievable – достижимость.
Даже самая амбициозная цель должна быть в принципе достижима. Напомню, что речь идет в первую очередь о достижении краткосрочных целей. Поэтому желание стать президентом страны, достижимой и реальной целью может быть для премьер-министра или генерала, но для обычных мальчишек останется скорее мечтой, чем целью. Люди делают с желанием только то, что им хочется делать. Если цель строится на борьбе с внутреннем сопротивлением, то вероятность достижения результата значительно снижается.
Relevant – значимость, важность, релевантность.
Соответствие возможностям конкретного человека, возможным ресурсам и необходимости для человека достижение этой цели.
Timed — определенность во времени.
Если у цели нет определенного времени ее завершения, то к достижению цели человек может либо вообще не приступить, либо приступить слишком поздно — «Ложка дорога к обеду».
Со временем критерии SMART распространились на процесс постановки задач, что имеет определенный смысл, так как по большому счету каждая цель может являться задачей для более глобальной цели.
Продолжение в части 2 «Постановка цели по смарт» — использование в обычной жизни.
фото: Stock.XCHNG; symbot