Мозговой штурм является наиболее популярным методом творческого решения проблем в команде путем поиска вариантов. Одним из самых больших преимуществ мозгового штурма возможность освободиться от устоявшихся стереотипов и идей, тем самым принять саму возможность получения новых вариантов решения проблем и достижения целей.
В связи с этим мозговой штурм является весьма полезным инструментом для генерации идей, инновационных подходов, творчества. Важным становится и укрепление сплоченности команды. Мозговой штурм может использоваться не только в «серьезных» делах, но и при обсуждении обычных вопросов, решение которых и занимает большую часть рабочего времени персонала. Т.е. от разработки рекламного слогана до изменения графика перерывов для курения.
В данном материале не описывается последовательность действий при проведении метода «Мозговой штурм». Остановимся лишь на упрощенном описании некоторых физиологических особенностей процесса и на ряде советов для ведущих встреч.
Мозговой штурм физиологически основан на более полном включении в деятельность того полушария мозга, которое в обычном состоянии не является ведущим. А учитывая, что большинство из нас большую часть времени имеют дело с цифрами и другими знаками (буквами) то в большей степени задействовано левое полушарие. Оно отвечает за логические, математические и аналитические процессы. Мозговой штурм помогает «подключить» правое полушарие, которое управляет творческими способностями человека.
В первой части мозгового штурма участника побуждают больше использовать свои творческие способности и возможности, направляя их на генерацию (выработку) идей без всякого анализа этой информации.
Лишь после этого подключается оценка идей и выбор оптимального решения. Таким образом, благодаря методу «Мозговой штурм» удается максимально полно задействовать мыслительные способности участников обсуждения.
Важно, чтобы ведущий хорошо понимал важность каждого этапа методики, не идя на поводу у тех участников обсуждения, которые готовы сразу оценивать и идеи, и людей их предложивших. Особенно это становится актуальным, если в группе работает кто-нибудь из руководителей. Нужно помнить, что положение человека не имеет никакого значения для успешного выполнения данной методики.
Другие советы для успешного проведения Мозгового штурма:
- В процессе генерации идей важно присутствие людей, различающихся между собой по позициям, подходам, знаниям. Это позволит максимально широко охватить диапазон возможных идей.
- Не бойтесь повторений идей. Часто прозвучавшие идеи могут отличаться не только одним словом, но и акцентом, который делают участники. Обязательно нужно фиксировать любую прозвучавшую идею
- Поощряйте людей к поиску нестандартных решений. Для этого поддерживайте стремление участников фантазировать и искать все новые разнообразные варианты решения проблем и достижения целей. Соберите как можно больше идей.
- Во время анализа выработанных идей постарайтесь рассматривать каждую идею, дистанцируя ее от автора. Это даст участникам большую уверенность при последующих мозговых штурмах.
И не забудьте поблагодарить участников за участие в выработке идей методом «Мозговой штурм».
taktiker, специально для test.dostignu.ru фото: flickr.com; by TZA